Объединять и быстрее развиваться

Сегодня все чаще вспоминают прогнозы и предсказания Владимира Вольфовича Жириновского. Многое из того, что он предугадывал, сегодня начинает сбываться. Но об одном его предложении пока еще не говорят. А предложение заключается в том, чтобы экономически объединить регионы страны с тем чтобы быстрее решались и экономические, и социальные вопросы.

Он утверждал, что трудно будет обеспечить сбалансированное территориальное развитие страны и обеспечить быстрый рост экономики без экономического объединения регионов. Речь не о национальной политике, а об экономике. Необходимо хозяйственное укрупнение регионов с единым бюджетом для четырех-пяти субъектов РФ. Новое экономическое районирование экономики необходимо. Пока не решим этот вопрос, не решим и все остальное.

Сегодня более половины областей и республик России имеют население примерно 800-900 тысяч человек, а некоторые и того меньше. Может ли такой регион быть полноценным системообразующим фрагментом государства? Не может и не должен быть. Чем крупнее регион, тем выше концентрация ресурсов – демографических, природных, интеллектуальных, трудовых. Региональные элиты не размываются по небольшим субъектам, а стягиваются к крупному центру, проходят более жесткий отбор, «мужают» на сложных и масштабных задачах, им открывается еще больший простор для самореализации.

Столицы таких регионов приобретают характер мегаполисов, что делает их привлекательными для инвестиций и бизнеса. При всем уважении к таким областным центрам как, например, Кызыл, Майкоп, Черкесск, Биробиджан, Благовещенск или Псков, их потенциал, к сожалению, тянет лишь на города губернского подчинения, но никак не на столицы субъектов Федерации. Отечественный опыт показывает, что оптимальный размер для экономического района – это регион с населением не менее 5-7 миллионов жителей.

Зарубежный опыт свидетельствует о том же. В большинстве стран районирование происходит по экономическому принципу, который, безусловно, превалирует над политическим. В США, например, на 330 миллионов граждан приходится 52 штата. В ФРГ 80 миллионов человек проживают в 15 субъектах федерации. А Индия, где население составляет более 1.3 миллиарда человек, делится на 21 штат и 9 союзных территорий. Взять ту же Бразилию, близкую к России по численности населения и объему ВВП. Эта страна состоит из 22 штатов и 4 территорий. Даже Китай с населением в 10 раз большим, чем Россия, делится на 22 провинции и 5 автономных районов.

Создание укрупненных по экономике регионов позволит разделить страну на цельные экономические части.  В их основе будут находиться территориально-производственные комплексы с определенным сочетанием отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и сферы услуг. Их объединят и общее экономико-географическое положение, и историческое прошлое. Все вместе это обеспечит каждому району свою специализацию в экономике России. Кроме того, такое экономическое деление позволит резко сократить аппарат чиновников субъектов Федерации. Это даст огромную экономию бюджетных средств. Одновременно крупный бюджет нового экономического района позволит быстрее создавать инфраструктуру и решать социальные проблемы. Существенный эффект получит малый и средний бизнес от снятия многочисленных препон в виде всевозможных регистраций, лицензирования, отчетностей и тому подобного.

В свое время Россия уже прошла путь разумного укрепления субъектов государства, создав такое емкое и комплексное понятие, как «губерния». В современных границах Российской Федерации тогда было всего 45 губерний при общей численности страны около 100 миллионов человек. Губернатор является наместником, то есть представителем центральной власти и одновременно первым единоличным правителем подчиненной ему территории. Земство (местная законодательная власть) поддерживало и контролировало губернатора. Если внимательно прочитать полный титул российского императора, то и здесь мы увидим следы укрупненного подхода. В перечислении царских званий использовались наиболее общие структурные административные единицы. Так, почти все национальности, народы и общины Зауралья отнесены к Сибирскому ханству. А все кавказские народы объединялись в категорию «горских земель». Наверное, есть смысл вернуться к прошлому и вновь осмыслить его, но уже с современных позиций, оставляя субъекты РФ, но создавая новые крупные экономические районы.

Необъятные территории и огромный объем природных ресурсов России предполагают, что в ее границах должны проживать не менее 300 миллионов человек. Россиян же сегодня 150 миллионов. К тому же мы переживаем демографический кризис. Для быстрого развития внешнеторговых отношений с дружественными странами необходимы, прежде всего, рынки сбыта, а значит, потребители. Мощные производительные структуры с трудом пойдут в Россию, где весь рынок -  100 миллионов покупателей. Китай и Индия гораздо привлекательнее. Вот поэтому развитие интеграции с соседями в рамках ЕАЭС и другими странами со стороны крупных российских регионов повысит их эффективность и привлекательность, а, следовательно, создаст надёжную основу для быстрого экономического роста всей страны. И в этом направлении сегодня определились важные позитивные тенденции.

М.Н. Сидоров

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

@smilemakc © 2020