Монетаризм и рост экономики

В российской экономике началось оживление. По итогам последних месяцев уверенно растет обрабатывающая промышленность, грузооборот на транспорте, больше строится жилья, реконструируются и возводятся новые предприятия. Наметился устойчивый экономический рост. Но вот в дело вступает Центробанк. Вначале он допустил резкую девальвацию рубля практически до 100 рублей за доллар. Вот на таком уровне находится прогностическая деятельность профессионалов Центробанка. Оклады немаленькие, сложные экономики — математические модели используются для прогнозов основных показателей, но заранее предусмотреть очередную девальвацию рубля не получается. И это уже не в первый раз. За 25 лет, начиная, с 1998 года, тоже был похожий август — доллар прыгнул с 6 до 25 рублей, а к сегодняшнему дню он вырос практически в 15 раз по отношению к рублю.

Затем последовала обычная монетаристская процедура — резкое повышение ключевой ставки с 8,5 до 12 процентов. Угасающая американская экономика держит этот показатель на уровне 5 процентов, а долгие годы перед этим ставка ФРС была на уровне 2 процентов, что позволяло брать ипотеку и кредиты для развития экономики. Но регулярные американские кризисы затрагивают практически все страны, используя доллар многие страны являются как бы игрушкой в руках американских банкиров-монетаристов.

Коль скоро наш Центробанк играет по мировым рыночным правилам, то и со ставкой надо обращаться бережнее — не повышать ее лихорадочно, чтобы не допустить дальнейшего ослабления рубля. Последствия этих действий Центробанка известны — подорожание кредитов, ипотеки, импортных товаров, комплектующих, что повлечет ускорение инфляции. Вот такое «таргетирование» инфляции на протяжении многих лет. И каждый раз находится научное объяснение — то цены на нефть падали и мало долларов приходило на валютный рынок, то надо было пополнять международные резервы, размещаемые в иностранных банках, то помогать экспортерам увеличивать свою выручку, то смягчать дефицит бюджета. В общем, исходя из известного анекдота об экономистах-монетаристах — сегодня они нам научно объясняют, почему их вчерашние прогнозы не сбылись.

В августе 1991 года был образован ГКЧП — комитет, который хотел сохранить СССР. Но там были те же лица, слабенькая программа, явная нерешительность действий, кроме глупейшего ввода танков в Москву. Идеологические догмы и ограничения не позволили спокойно перейти от излишне централизованной экономики к сочетанию плана и рынка, как это сделал Китай.

Монетаристская идеология, в соответствии с которой банки через денежное обращение с помощью ключевой ставки и эмиссии денег управляют экономикой, служит сегодня основой для действий специалистов Центробанка. Все они обучались по западным учебникам и других подходов к управлению экономикой не представляют.

Тридцать лет наступать на одни и те же грабли, не давать быстро развиваться экономики и всем внушать, что именно так и надо действовать. Но перед глазами же Китай, экономика которого в 1990-ом году была меньше, чем российская, а сегодня разница в несколько раз. Как они пришли к этому, как работали финансовые власти Китая — рецепты известны: ограничение вывода валюты, рациональное сочетание государственного управления с свободным предпринимательством. Другой пример Иран, он давно под санкциями. А промышленность там растет, даже автомобили нам хочет поставлять. Если в стране регулярно девальвируется национальная валюта под воздействием внешних обстоятельств, то можно ли говорить об экономическом суверенитете.

Маленькая деталь — перед обвалом рубля Центробанк выдал 7 триллионов рублей межбанковского кредита. Деньги пришли в банки. Те стали выделять больше кредитов (ставка была еще 8,5 процентов), а также покупать доллары, евро и юани. Еще одна деталь. Крупные экспортеры добровольно продают сегодня на валютном рынке до 80 процентов валютной выручки. Но не все. Валютную выручку не меняли на рубли крупные наши эффективные собственники — поставщики на экспорт минеральных удобрений. Работают они прежде всего на внешних рынках и цены стараются держать на «мировом» уровне, что не позволяет нашим аграриям удобрять почву в нужном количестве. Вот эти обстоятельства и сыграли определенную роль в очередном ослаблении рубля.

Первое, что целесообразно сделать — это отказаться от вредной для данного этапа развития нашей страны монетаристской теории. Надо различать две формы монетаризма: монетаризм внутреннего пользования - для себя и монетаризм на экспорт — для «туземцев», для тех, кто по выражению Барреля живет в «джунглях». Монетаристский подход используется в западных странах в периоды кризиса перепроизводства, включая и перепроизводство «ценных» бумаг. Для преодоления кризиса используют два противоположных способа- так называемый кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианская модель основана на сильном государственном вмешательстве в экономику — повышение государственных расходов, увеличение государственных закупок и стимулирование инвестиций.

Монетаристский, то есть денежный подход, наоборот, означает отказ от прямого государственного регулирования в пользу монетарных методов через управление объемом денежной массы. Монетаристы требуют от государства сокращать денежную массу для того, чтобы преодолеть перепроизводство. Для этого ограничивается эмиссия денег, ограничиваются кредиты путем увеличения ключевой ставки, а также сокращаются определенные статьи государственного бюджета. Надо особо отметить, что речь здесь идет о краткосрочном воздействии ограничительных методов. И это понятно: если эти методы использовать долго, то они просто задушат экономику и остановят экономический рост. А что касается монетаризма для «туземцев», то это происходит таким образом. Открываются внешние рынки, в страну приходят импортные товары вместе с долларами, за которые надо рассчитываться экспортом сырьевых ресурсов. Спекулятивно-финансовая метрополия обогащается, а страны, где нет конвертируемой валюты беднеют.

Именно поэтому надо переходить от монетаристских подходов к управлению экономикой к более жесткому и четкому государственному регулированию. А в качестве простой конкретной меры сегодня можно предложить банкам не заниматься скупкой долларов, евро и юаней, накапливая их, и тем самым ослабляя рубль, не раскачивать валютный рынок, то скупая, то продавая иностранную валюту, а выделять валюту прежде всего для инвестиций в основной капитал и необходимых закупок по импорту. Валютный рынок нуждается в государственном регулировании как по выводу капитала, так и по прекращению спекулятивных операций по купле-продаже валюты.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020