Выступление от ЛДПР по итогам доклада Государственной Думе и обсуждения доклада Государственной Думой Председателя Центрального банка России Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной
15.11.2022
А.К. Луговой фракция ЛДПР:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
На взгляд нашей фракции, то, как справился Центральный банк с вызовами весенней кампании, иначе, как словом "блестяще", назвать нельзя. На этом можно было бы и закончить сегодняшнее выступление, но мы хотели бы обозначить нашу позицию в отношении Основных направлений денежно-кредитной политики, которые мы сегодня обсуждаем.
Мы их в целом поддерживаем, вместе с тем хотели бы обратить внимание на ряд важных моментов, которые вы не должны упустить.
Прежде всего, мы считаем, что необходимо поработать над восстановлением системы расчётов. В Основных направлениях, сразу в нескольких местах, делается акцент на сложную для бизнеса текущую ситуацию с логистикой, на перестраивание модели экспорта и импорта. Однако с логистическими вопросами, с вопросами развития реального сектора тесно связаны вопросы ограничений в расчётах. На сегодняшний день мы видим: неравный торговый баланс не позволяет в полной мере реализовывать бартерную модель, или модель зачётов встречных потоков между странами. Российские кредитные организации испытывают сложности с открытием корреспондентских счетов даже в дружественных юрисдикциях.
Мы в нашей фракции за последние две недели встречались с некоторыми крупными госкомпаниями, которые в один голос говорят: у нас есть проблемы при проведении экспортно-импортных операций. И когда я говорю про расчёты, я имею в виду как раз это направление, поэтому Центральный банк должен максимально усилить работу в вопросах трансграничных платежей.
Обращаю внимание, мы на прошлом заседании и ещё полгода назад поднимали вопрос и говорили, что нам нужен свой SWIFT, и он на сегодняшний день существует — это система передачи финансовых сообщений. Здесь есть свои плюсы и минусы. Какие минусы? У нас как было 12 стран, подключённых к этой системе (по крайней мере, по той информации, которая у нас есть), так и остаётся. Но есть положительная тенденция: уже более ста банков к ней подключилось. И мне кажется, Центральному банку надо заниматься серьёзной челночной банковской дипломатией с дружественными странами.
Решение задач обеспечения расчётов. Перспективы, хотя и более долгосрочные, есть у цифровых валют центральных банков, и вы об этом сказали. Мы много говорим про пилотный проект цифрового рубля, про возможные операции, и в рассматриваемых сегодня Основных направлениях есть указания на перспективы этого инструмента для трансграничных переводов, но всего одной строкой. Хотелось бы понимать, на какой стадии находятся исследования, не стоит ли данный вопрос начинать тестировать и пилотировать совместно с другими операциями с теми соседними государствами, которые уже сейчас находятся на стадии разработки, в частности это и Китай, и Казахстан? Мы считаем, у цифрового рубля в связи с этим большие перспективы.
Ну и конечно, не могу не сказать про криптовалюту. Сейчас готовится законопроект, который будет вноситься депутатами и по которому есть консенсус Центрального банка и Минфина, что криптовалюта может использоваться в расчётах во внешнеэкономической деятельности. Это в том числе может стать выходом из текущей ситуации, не базовым, но выходом, при этом важно, чтобы новый способ расчётов можно было встроить в хозяйственную деятельность. В первую очередь для этого следует предусмотреть необходимую инфраструктуру в периметре России: модель введения регулирования крипторасчётов по ВЭД без соответствующей инфраструктуры или с установлением единственной централизованной платформы для всех операций не будет рыночной. Конечно, майнинг все вопросы не решит. По нашим расчётам, ежегодно в стране майнится, если считать в долларах, около 1 миллиарда долларов. Что такое для ВЭД 1 миллиард долларов? Да ничего! Значит, надо всё-таки думать, как привлекать, как включать операции граждан в новое регулирование.
Что касается финансовой устойчивости. Пройти кризисные времена нам помогает в том числе финансовая устойчивость банковского сектора, сформированная за предшествующие периоды. Вместе с тем именно финансовая устойчивость — это база, которая делает возможным формирование денежно-кредитной политики и в принципе её прогнозирование. В связи с этим хочу сказать, что в Основных направлениях отмечаются дополнительные меры поддержки населения и предпринимателей в связи со специальной военной операцией, которые были приняты недавно, например были приняты поправки о предоставлении кредитных каникул гражданам. Такие меры обоснованны, важны для поддержки этой категории заёмщиков и должны исполняться банками, но я хочу сказать о другом. Здесь Центральному банку — вы об этом говорили, и мы хотим на это обратить внимание — важно соблюдать баланс, чтобы ликвидность банков сохранялась на высоком уровне, поэтому не случайно в Основных направлениях много внимания уделяется и ликвидности, и созданию резервов. По поводу создания резервов в отношении кредитных каникул и всего остального, мне кажется, Центральному банку надо подумать, как не ограничивать банки в кредитовании, а это, на наш взгляд, достаточно большой ресурс.
Наконец, в сегодняшних реалиях важна высокая скорость реакции финансового рынка на происходящие изменения. С 2019 года банковским сообществом поднимается вопрос о снижении регуляторной нагрузки в части сдачи регулярной отчётности и предоставления информации по запросам Банка России. В Банке России — и вы это услышали — некоторое время назад начала работать рабочая группа при ЦБ. Была предложена кардинальная мера в виде перехода на датацентричную модель сбора данных, когда банки всю необходимую информацию выгружают на сервер, Центральный банк имеет доступ и берёт ту информацию, которая нужна. Насколько мне известно — ну я могу ошибаться, — работа этой группы приостановлена, может быть, в связи с событиями, которые происходили, или заторможена, или, может быть, не видна. Просьба вернуться к этой проблематике, это действительно очень важная история. Это, конечно, не про высвобождение ликвидности, не про новые каналы финансирования, но про ту посильную помощь, которую государство может оказать рынку.
И последнее, важное. Любая денежно-кредитная политика будет осуществляться достойно в случае политической стабильности. Я сейчас хочу обратить ваше внимание на один законопроект, который на первый взгляд имеет мало отношения к деятельности Центрального банка, но он был принят в Государственной Думе недавно. Речь идёт о федеральном законе, который регулирует деятельность иностранных агентов и который с 1 декабря вступит в силу. Согласно поправкам запрещается перечисление и получение денежных средств от иностранных агентов в целях организации и проведения публичного мероприятия. Мы, конечно, понимаем, что это не вопрос денежно-кредитной политики, но это вопрос политической стабильности. По факту вступление в силу поправок означает, что банки должны будут контролировать и проверять своих клиентов по реестру иностранных агентов, чтобы своевременно выявлять такие операции. У нас сегодня 15 ноября, через две недели закон вступает в силу — никаких методических рекомендаций на сей счёт не существует, и банки не понимают, по каким признакам они будут определять ту или иную операцию, соответствует она или нет, какие реестры должны для этого использоваться. Это важный вопрос. У вас отличная, налаженная система финансового мониторинга, вы прекрасно вместе с банками определяете подозрительные операции в рамках борьбы с экстремизмом, с терроризмом, но это новая тема, новая история, и мы только сейчас работаем на правоприменение — очень важно с первого дня это применять. Вся эта публика, вся эта пятая колонна негодяев — все, кто получает деньги из-за рубежа и продолжает подпитывать протестные настроения, с первой минуты должны увидеть, что государство действует жёстко, но профессионально.
В заключение хочу поблагодарить за конструктивное общение с нашей фракцией. Мы в этом году предлагали к принятию два проекта закона. Один закон, внесённый по инициативе нашей фракции, мы приняли — в части предоставления банковскому платёжному агенту права приёма наличных денежных средств от юрлиц, индивидуальных предпринимателей. На самом деле закон вроде незаметный, но он помогает малому бизнесу. Мы его приняли — Спасибо большое! И на встрече с вами весной мы говорили о платежах без идентификации нерезидентов — в сумме до 15 тысяч рублей. Законопроект внесён, неделю назад мы получили положительный отзыв — спасибо огромное. Это результат нашей совместной работы. Так держать!
Спасибо!